Главная страница
О храме
Никольский Благовест
Святые Казахстана
Вопросы настоятелю
Статьи
Ссылки Rambler's Top100




Подписка на «Никольский Благовест» — проповеди, статьи о всех православных праздниках, традициях, о православном богослужении, апологетика, месяцеслов на каждый день и многое другое — каждую неделю в вашем почтовом ящике:

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
  
Свято-Никольский собор
Никольский Благовест
№ 8 (58), 3 июня 2001 г.

Троица. Неделя Пятидесятницы или сошествия Святого Духа


      Святая Церковь празднует ныне великий день – День сошествия Святого Духа на апостолов. Пришел на землю Утешитель Дух Святой, о Котором говорил при расставании с учениками Христос Спаситель. История не знает более поразительного события, чем то, которое совершилось через 50 дней после Преславного Воскресения из мертвых Христа Спасителя. Оно выходит за пределы нашего умственного понимания. Апостолы, приняв "Силу свыше", стали как бы другими людьми: обновленными, окрепшими, способными возложить на свои плечи великое дело служения Христу и Его Церкви. В Пятидесятницу оканчиваются дела Христовы, относящиеся к Его телесному пребыванию на земле, и начинаются дела Духа. Сошествие Святого Духа на апостолов – это не только чудо, прославившее апостольскую Церковь, но и событие, сопряженное с делом нашего личного спасения. Дух Святой созидает наше духовное возрождение. Он открывает нам тайну о Пресвятой Троице.
СЛОВО ПАСТЫРЯ

      Сегодня Святая Христова Православная Церковь благоговейно совершает и молитвенно вспоминает то дивное событие, которое произошло в граде Иерусалиме в 50-й день после славного Христова Воскресения. Я хочу напомнить вам об этом событии, как о нем рассказывает апостол Лука в книге Деяний святых апостолов. ''При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать…..… И изумлялись все и, недоумевая, говорили: они напились сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем..… Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили..…Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы видите и слышите..…Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа…..… Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч'' (Деян.2;1-4,12-16,22-23,32-33,37-38,41). Так об этом событии пишет апостол и евангелист Лука. В связи с тем, что событие сошествия Святого Духа на апостолов совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, а так же в 50-й день после славного Христова Воскресения, мы не случайно этот праздник называем днем Пятидесятницы. Но он имеет еще и другие литургические наименования. Одно из них, отражающее то событие, которое произошло в этот день, – День сошествия Святого Духа. Так же этот праздник именуется Днем Святой Троицы.
      Все мы веруем в Бога. И это является основополагающей догматической истиной. Но мы веруем не просто в единого Бога, а в единого по существу и троичного в Лицах Бога. Трудно смотреть на солнце, говорит один из св. отцов нашей Церкви, там теряется зрение. Здесь, когда мы начинаем рассуждать о Боге и о Святой Троице, слепнет человеческий ум. Действительно, понять человеческим разумом тайну Святой Троицы невозможно, в это необходимо лишь только верить. Верить так, как этому учит нас Святая Христова Православная Церковь. И то, о чем я сейчас буду вам говорить, является догматическим учением нашей Церкви. Я не случайно обращаю ваше внимание на это, может быть, трудно понимаемое учение, но, тем не менее, мы должны его знать. Ибо, тогда какие же мы православные христиане, если на вопрос в кого мы веруем, кого исповедуем, мы, к сожалению, подчас и ответить-то вразумительно не можем? Я вам приводил уже этот немного наивный и смешной случай, произошедший с одной из православных христианок. Когда на вопрос: ''Бабушка, а что такое Святая Троица?'', она очень просто, по своей старческой наивности отвечала: ''Ну, как же, это – Иисус Христос, Божия Матерь и угодник Божий Николай!'' Конечно, можно и так по-детски наивно верить и исповедовать. Но все-таки мы, православные христиане, должны знать, как учит наша Святая Православная Церковь о Боге. Итак, Бог Отец именуется так потому, что Он, будучи Источником и истинным Началом всего Божества предвечно родил Сына и предвечно произвел из Себя Пресвятаго Духа. Бог Сын именуется так потому, что Он предвечно рожден Отцом из собственно Его Существа, а во времени Он же, как человек, благоволил родиться от Пресвятыя Девы Марии. Бог Дух Святый именуется так потому, что Он предвечно исходит от Отца и Сам одушевляет все сущее, особенно духи и души разумные. Чем отличаются между Собою Лица Божества, явствует из самого названия их: Бог Отец, по учению Священного Писания, служит началом Сына и Духа, Сам безначален и безвиновен. Бог Сын рождается, но не рождает и не производит Духа. Бог Дух Святый исходит от Отца, но не рождается и Сам паки не рождает и не производит. Отечество, сыновство и происхождение – три отличительных свойства Лиц Божественных. Отличаясь, таким образом, друг от друга, эти три Лица составляют единого и Того же Бога. Отец есть Бог, Сын есть Бог и Дух Святый есть Бог, но не три Бога, а едино Божество, едино по силе, едино по воле, едино по могуществу, едино по славе и державе.
      Трудно, конечно, трудно человеческим разумом постигнуть, что такое Бог – троичный в Лицах и единый в Своем Существе. Как могут быть Три – Один и Один – Три? Постичь трудно, но потому, братия и сестры, это и тайна! И вот здесь я хочу вам напомнить один случай, который описан в жизнеописании великого отца нашей Церкви блаженного Августина. Однажды он задумался над вопросом: что есть Бог, и хотел своим человеческим разумением познать тайну Божества. И вот совершенно случайно он оказался на берегу моря и видит, как мальчик, выкопав на берегу в песке небольшую ямку, пригоршнями из моря носит в нее воду и старается наполнить ее. Долго наблюдал за происходящим блаженный и, не понимая того, что происходит, подошел к этому мальчику и спросил, что он делает. ''Хочу море перенести в эту ямку!'' – говорит мальчик. ''Да как же можно море перенести в эту ямку?'' – удивляется Августин. А мальчик отвечает: ''Конечно, невозможно, как невозможно человеческому разуму постичь всю тайну Божества''. Невозможно, чтобы в каплю воды вместились все воды безбрежного океана. Так и человеческий разум никогда не сможет понять, что есть Бог. Но, тем не менее, мы с вами призваны к познанию Бога. И Господь Сам говорит в первосвященнической молитве: ''Да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа'' (Ин.17,3). К познанию Бога все мы призваны! И нам надо четко сознавать, что познавать Бога мы должны не своим разумом, ведь сказано в Священном Писании: ''Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят'' (Мф.5,8). Чистота сердца – единственное условие, которое может помочь человеку в познании Бога. Но Всемилостивый Господь дает нам возможность и здесь, на земле, через окружающий нас мир прикоснуться к тайне триединого Божества. Все мы хорошо знаем, что мир, в котором мы живем, измеряется мерой, числом и весом. А все предметы имеют длину, ширину и глубину или высоту. Посмотрим на дерево. Оно имеет три части: корень, ствол, плоды, но дерево-то одно. Возьмем солнце. Интересное сравнение нам дает св. равноапостольный Кирилл в своей беседе о триедином Боге. Он говорит: ''Давайте посмотрим на солнце. Мы видим свет и ощущаем тепло. Но тело не является светом и теплом, как и свет не является телом и теплом, как и тепло не является телом и светом. Но, тем не менее, это единое солнце по своему существу, разделенное на три составных части: физическое тело, свет и тепло''. Возьмем нашу человеческую семью. Она состоит из трех составляющих: отец, мать, дети. Человека возьмем. Все мы сотворены по образу и подобию Божию и имеем тело, душу и дух. И разве можно сказать, что где-то отдельно от меня находится моя душа или плоть, или дух? Нет, я един. Вот так и Бог. Но, конечно, братья и сестры, все эти примеры, а их можно приводить очень много, лишь только отчасти дают нам возможность соприкоснуться к тайне Божества. А по- настоящему познать эту тайну можно через нашу духовную жизнь, через нашу каждодневную обращенность к Богу. Об этом учит нас Святая Церковь, об этом свидетельствует опыт многих и многих святых подвижников веры и благочестия.
      И поэтому, когда мы говорим о Боге и о той благодати, которую Господь изобильно ниспосылает на эту землю, на каждого человека, мы хорошо должны понять следующее: от самого человека зависит, станет ли он восприемником этой благодати, захочет ли он открыть свою душу, свое сердце Божественной благодати или же – он закроет свое сердце и не впустит туда эту благодать. А для того, чтобы мы в образ учеников Христовых так же могли стать носителями благодати Духа Святого, нам необходимо позаботиться о том, чтобы наша душа и наше сердце были способными воспринять ее. Мы очень часто останавливались на той истине, которая гласит, что Бог спасает нас только с нашим участием, без нашего участия Бог не может спасти нас. Поэтому благодать Божия без нашего участия не может овладеть нашим сердцем и нашей душой. И для того, чтобы наши душа и сердце стали причастниками этой благодати, необходимо изжить из себя всякий грех, всякий порок, всякую страсть. А начать надо с таких страстей, как гордость. Ибо, как мы знаем из Священного Писания, Бог противится гордым; смиренным же дает Свою благодать (Иак.4,6). Вместо гордости необходимо стяжать смирение, кротость своей души и сердца. Но, к сожалению, именно этих добродетелей в нашей жизни не хватает. Гордость есть, самохвальство есть, высокомерие есть, а смирения и кротости нет. И отсюда столько раздражения и ненависти, столько зависти и злобы к окружающим нас людям. А если так мы живем, то, конечно же, невозможно говорить о том, что мы являемся носителями благодати Божией. Апостол Павел в своем Послании к галатам пишет, какими плодами должен обладать человек, если он действительно является носителем Духа Святого. Я хочу напомнить вам о них. К этим плодам апостол Павел причисляет любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал.5;22,23). Вот плоды Духа Святого. И если мы, внимательно всмотримся в свою жизнь, то найдем ли мы ту любовь, искреннюю и всепрощающую, которая не ищет своего, которая не радуется неправде, а сорадуется истине? Имеем ли мы в своем сердце мир, благость, милосердие, веру – ту истинную веру, может быть, даже до положения живота своего? И тогда окажется, что, к сожалению, нет в нас этих плодов. А если нет в нас плодов Духа Святого, тогда, то дело, которое ради меня совершено Христом Спасителем – совершено напрасно. Напрасно приходил Господь на эту землю, напрасно становился человеком, напрасно распинался и воскресал, напрасно возносился на небо и ниспосылал нам Духа Святого. Вот какие вопросы, не праздные вопросы, должны волновать каждого из нас. А если не напрасно все это было совершено, то почему я живу так? Почему я ничего не делаю, чтобы быть носителем благодати Всесвятого Духа Божия? Будем чаще задавать себе эти вопросы. Будем стараться нелицеприятно давать на них ответы. Будем помнить о том, что Господь сотворил нас по образу и подобию Своему. И каждый из нас должен быть достоин Отца, сотворившего нас, достоин Сына, искупившего нас, и достоин Духа Святого, освятившего нас Своею благодатию. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров. 2000 г.
Догмат о Пресвятой Троице

      Вера в единого Бога не является специфической особенностью христианства, в единого Бога веруют так же мусульмане и иудеи. В Символе веры рядом со словом ''Бог'' стоит собственное имя ''Отец''. ''Сие должно понимать в отношении к таинству Святой Троицы, потому что Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная'' (Пространный христианский катихизис…, с. 23).
      Именно вера в Бога – Троицу отличает христианство от других монотеистических религий. Учение о Пресв. Троице дано в Божественном Откровении. Этот догмат непостижим на уровне рассудка, поэтому ни одна естественная философия не смогла возвыситься до учения о Триедином Боге. Догмат о Пресв. Троице является основанием всего христианского веро- и нравоучения, в частности, учения о Боге Творце и Промыслителе мира.
      Учение о Триединстве Божества сводится к следующим основным положениям: 1. Бог троичен, и троичность состоит в том, что в Боге – Три Лица (Ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух. 2. Каждое Лицо Пресв. Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо. 3. Три Божественных Лица отличаются личными (ипосасными) свойствами.
Учение о Пресвятой Троице в Священном Писании

      Учение о Троице в Ветхом Завете не было выражено с достаточной ясностью. Свт. Григорий Богослов писал: ''Небезопасно было прежде, нежели исповедано божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде, нежели признан Сын, обременять нас проповедью о Духе Святом и подвергать опасности утратить последние силы, как бывает с людьми, которые обременены пищею, принятою не в меру… надлежало же, чтоб Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями'' (Слово 31. Творения, т. 1, изд. цит, с. 458).
      Сообщение древним евреям учения о Пресв. Троице во всей полноте не было бы полезно, ибо явилось бы для них ничем иным, как возвращением к многобожию. Несомненно, Ветхий Завет создавался в контексте определенной теологии, причем стержнем этой теологии являлся строжайший монотеизм. Тем более удивительно обнаружить в тексте Ветхого Завета достаточное число указаний на множественность или троичность Лиц в Боге.
      Указание на множественность Лиц содержится уже в первом стихе Библии. ''Вначале сотворил Бог небо и землю'' (Быт.1,1). Сказуемое ''бара'' (сотворил) стоит в единственном числе, а подлежащее ''элогим'' – во множественном и буквально означает ''боги''. Св. Филарет Московский замечает: ''В сем месте еврейского текста слово ''элогим'', собственно Боги, выражает некоторую множественность, между тем, как речение ''сотворил'' показывает единство Творца. Догадка об указании сим образом выражения на таинство Святой Троицы, заслуживает уважения'' (Записки на кн. Бытия I, 2. цит. по: Левшенко Б., диак., изд. цит., с. 42). Аналогичные указания на множественность Лиц содержатся и в других местах Ветхого Завета: ''И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему'' (Быт.1,26). ''И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло'' (Быт.3,22). ''И сказал Господь:…сойдем же и смешаем там язык их'' (Быт.11,6-7). Свт. Василий Великий так комментирует эти слова Священного Писания: ''Подлинно странное пустословие – утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и настоятельно'' (Шестоднев, беседа IХ, цит. по Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. 1, с. 166). Когда патриарху Аврааму явился Бог в виде трех странников, Авраам, вышедши им навстречу, поклонился и обратился к ним со словом ''Господь'' (евр. Адонаи) (Быт.18,1-3), то есть в единственном числе. Большинство свв. отцов считают, что это первое откровение человеку о Триединстве Божества. Блж. Августин пишет: ''Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому, исповедал Единого Бога в Трех Лицах'' (Цит. по Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., с. 169).
      Косвенным указанием на троичность Лиц в Боге является и ветхозаветное священническое благословение: ''да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!'' (Числ.6, 24-25) Троекратное обращение ко Господу можно рассматривать как прикровенное указание на троичность Божественных Лиц. Пророк Исайя в Иерусалимском храме видел, как Серафимы, окружая престол Бога, взывали: ''Свят, Свят, Свят Господь Саваоф''. При этом пророк услышал глас Божий: ''кого Мне послать, и кто пойдет для Нас?''. Таким образом, Бог говорит о Себе одновременно и в единственном и во множественном числе (Ис.6,3,8).
      Указанием на троичность Лиц в Боге могут служить события Крещения и Преображения Господня, являющиеся в равной степени явным Откровением человечеству в Троичности Божества. В. Н. Лосский пишет: ''Поэтому и празднуется так торжественно Богоявление и Преображение. Мы празднуем Откровение Пресвятой Троицы, ибо слышен был голос Отца и присутствовал Святый Дух. В первом случае под видом голубя, во втором – как сияющее облако, осенившее апостолов'' (Очерк мистического богословия…, изд. цит., с. 138). На единство трех Божественных Лиц указывает заповедь о крещении, данная Господом ученикам по Вознесении: ''Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа'' (Мф.28,19). Этот стих комментирует свт. Амвросий Медиоланский: ''сказал Господь: во имя, а не во имена: потому что не два Бога, не три Бога'' (Цит. по Помазанский М., прот., изд. цит., с. 40). ''Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино'' (1Ин.5,7). Это место является спорным, поскольку в древнегреческих рукописях этот стих отсутствует.
      Кроме того, во многих местах Нового Завета говорится о единстве и равном достоинстве Отца и Сына (Мф.11,27; Ин.5,17,21,26; Ин.10,15,30,38; Ин.17,10), а также о единстве и равном достоинстве Святого Духа с Отцом и Сыном (Мф.28,19; 1Кор.2,10; 2Кор.13,13).
Краткая предыстория догмата о Пресвятой Троице

      В то, что Бог есть один по существу, но троичен в Лицах, Церковь верила всегда. Однако, одно дело – исповедовать, что Бог ''одновременно'' есть и Троица, и Единица, и совсем другое – суметь выразить свою веру в четких формулировках. Поэтому догматическое учение о Пресв. Троице создавалось постепенно и, как правило, в условиях борьбы с различными еретическими заблуждениями. Учение о Пресв. Троице всегда было тесно связано с учением о Христе, о Воплощении Сына Божия, второго Лица Троицы, поэтому тринитарные споры всегда имели под собой христологическое основание. Само учение о Троице стало возможным только благодаря Боговоплощению, Откровению Бога во Христе, именно во Христе ''троическое явися поклонение'' (Тропарь Богоявления). Учение о Пресв. Троице изначально являлось камнем преткновения как для ''строгого'' иудейского монотеизма, так и для эллинского многобожия. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну троического бытия приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера. Первые стремились растворить Лица Троицы в единой Божественной природе, а вторые сводили Троицу к союзу трех неравных по достоинству существ. Во II веке христианские апологеты, желая сделать христианское вероучение более понятным для греко-римской интеллигенции, создают учение о Христе как о воплощенном Божественном Логосе. Таким образом, Сын Божий сближается и даже отождествляется с логосом античной философии (стоики, Филон и др.). Согласно апологетам, Логос – истинный и совершенный Бог, но в то же время, утверждают они, Бог один и един. Естественно, у людей, рационально мыслящих, при этом не могло не возникнуть сомнения: не заключает ли учение о Сыне Божием как о Логосе скрытого двубожия? Ориген писал: ''Много любящих Бога и Ему искренне предавшихся смущает, что учение об Иисусе Христе, как Слове Божием, как бы принуждает их верить в двух богов'' (Цит. по: Корсавин Л. П. Святые отцы и учители Церкви, М., 1994, с. 80).
Монархианство

      Реакцией на учение апологетов стало монархианство, еретическое учение, ставившее целью устранить из учения о Боге всякое подозрение в двубожии. Монархианство существовало в двух видах: а) динамизм (от греч.) или адопцианство (от лат.), б) модализм (от лат.).
      Динамисты понимали Бога с точки зрения Аристотеля, как единое абсолютное существо, чистую самодеятельную мысль, бесстрастную и неизменную. В такой философской системе для Логоса, в христианском его понимании, нет места. Христос для динамистов – простой человек, отличавшийся от других только степенью добродетели. Бог, по мнению динамистов, – адопциан – личность с совершенным самосознанием, тогда как Логос и Святой Дух не имеют личностного существования, но являются лишь силами, свойствами единого Бога. Логос как безличная, неипостасная Божественная сила, снизошел на человека Иисуса так же, как и на ветхозаветных пророков. Если динамисты не признавали Христа Богом, то модалисты, напротив, ставили целью обосновать Божественное достоинство Спасителя. Они рассуждали следующим образом: Христос, несомненно, Бог, а чтобы не было двубожия, следует некоторым образом отождествить Его с Отцом. По учению наиболее яркого представителя этой ереси, римского пресвитера Савеллия (поэтому модализм называют так же савеллианством), Бог есть единое безличное существо, которое последовательно проявляет Себя в трех модусах или лицах. Отец, Сын и Святой Дух суть три Божественных модуса. Отец создал мир и даровал синайское законодательство, Сын воплотился и жил с человеками на земле, а Святой Дух со дня Пятидесятницы вдохновляет Церковь и управляет ею. Однако, под всеми этими внешними личинам, последовательно сменяющими одна другую, скрывается один и тот же Бог. Модус Святого Духа, по Савеллию, не вечен. Он тоже будет иметь конец, при этом Божество вернется в изначальное безличное состояние, а созданный им мир прекратит свое существование.
Арианство

      Основоположником этой ереси является александрийский пресвитер Арий (1-я половина IV в.). Схема рассуждений Ария, который не был удовлетворен современным ему состоянием троичного богословия, следующая: если Сын не сотворен из ничего, следовательно, Он происходит из сущности Отца, а если Он еще и собезначален Отцу, то между Отцом и Сыном вообще невозможно установить никакой разницы, и мы таким образом впадаем в савеллианство. Кроме того, происхождение из сущности Отца обязательно должно предполагать разделение Божественной сущности, что само по себе нелепо, ибо предполагает в Боге некоторую изменчивость. Единственным выходом из вышеуказанных противоречий Арий считал безусловное признание сотворения Сына Отцом из ничего. Доктрина Ария может быть сведена к следующим основным положениям: а) Сын сотворен Отцом из ничего, и, следовательно, б) Сын есть тварь, и имеет начало Своего бытия. Таким образом, в) природы Отца и Сына принципиально различны, причем г) Сын занимает подчиненное по отношению к Отцу положение, являясь орудием Отца для сотворения мира, а д) Святой Дух есть высшее творение Сына и тем самым по отношению к Отцу является как бы ''внуком''.
Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

      Божественные Ипостаси обладают единой общей природой. Естественно, возникает вопрос, каким образом выразить различие между Ними? Божественные свойства, как апофатические, так и катафатические, являются существенными, то есть относятся к общей, свойственной всем трем Лицам, природе и потому не могут выразить различия Божественных Лиц. Невозможно дать определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен. Особенностью личностного бытия является уникальность, неповторимость, а следовательно, личность не поддается определению, ее невозможно привести к общему знаменателю, охватить понятием, поскольку понятие всегда обобщает. Личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям, что подтверждается и Священным Писанием, где представление о Божественных Лицах основывается на существующих между Ними отношениях. (Лосский В. Н. Очерк…с.с. 43, 215-216)
      Отношения между Отцом и Сыном. ''Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил'' (Ин.1,18). ''Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного'' (Ин.3,16). Апостол Павел говорит, что Сын есть ''образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари'' (Кол.1,16). Отношение между Отцом и Сыном есть отношение предвечного рождения.
      Отношение между Отцом и Святым Духом. Господь Иисус Христос говорит о третьей Ипостаси Пресв. Троицы, как о ''Духе истины, который от Отца исходит'' (Ин.15,26). Отношение между Отцом и Святым Духом есть отношение предвечного исхождения.
      Личные (ипостасные) свойства. В соответствии с отношениями предвечного рождения и предвечного исхождения определяются ипостасные свойства Божественных Лиц. С конца IV в. установилась общепринятая терминология, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность, у Святого Духа – исхождение. Личные (ипостасные) свойства – несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащими тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем Их как особые Ипостаси. ''Ибо одними только ипостасными свойствами и различаются между собою три святые ипостаси, нераздельно различаемые не по сущности, а по отличительному свойству каждой ипостаси'' (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…кн.1, гл. VIII, изд. цит., с.16). Следует отметить, что хотя, согласно Откровению, Святой Дух личностно отличен от Сына и есть ''другой Утешитель'' (Ин.14,16), между Сыном и Святым Духом нет особого отношения ипостасной соподчиненности. Различие между Ними устанавливается не непосредственно, а через отношение второй и третьей Ипостаси к Отцу.
Как правильно мыслить отношения Божественных Лиц

      Для свв. отцов Православной Церкви характерен апофатизм в подходе к тайне отношений Божественных Лиц. Св. Иоанн Дамаскин говорит, что ''образ рождения и образ исхождения пребывает для нас непостижимым'' (Там же, с. 14). Когда святые отцы говорят, что ипостасным свойством Отца является нерожденность, они тем самым хотят сказать лишь то, что Отец не есть Сын и не есть Святой Дух, и не более того. Если попытаться определить эти отношения каким-то положительным образом, то мы неизбежно подчиним Божественную реальность категориям аристотелевой логики: связи, отношения и т. п. Иными словами, будем мыслить бытие Божие по образу бытия твари. (Лосский В. Н. Очерк… с.с. 44, 216). Очевидно, что ''рождение'' и ''происхождение'' невозможно мыслить ни как однократный акт, ни как протяженный по времени процесс, поскольку Божество существует вне времени. Недопустимо мыслить отношения Божественных Лиц по аналогии с причинно-следственными отношениями, которые мы наблюдаем в тварном мире. Если мы и говорим об Отце как об ипостасной причине Сына и Святого Духа, то тем самым лишь свидетельствуем о бедности и недостаточности нашего языка. Ведь в тварном мире причина и следствие всегда являются чем-то внешним по отношению друг к другу. В Боге этой противопоставленности нет, различие Божественных Лиц не влечет за собой разделения единой природы. Поэтому в Боге противопоставление причины и следствия имеет только логический смысл и означает лишь порядок нашего умопреставления. Сами термины ''рождение'' и ''исхождение'', которые нам открывает Священное Писание, являются только указанием на таинственное общение Божественных Лиц, это только несовершенные образы Их неизреченного общения. Отношения Божественных Лиц только обозначают, но ни в коей мере не обосновывают ипостасного различия, троичность есть первичная данность, которая ниоткуда не выводится. Троичность Божественных Лиц невозможно обосновать каким-то принципом или объяснить с помощью некоторой достаточной причины, потому что нет никакого принципа, никакой причины, которые Троице предшествовали бы. (Там же, с.с. 216, 219).
Священник Олег Давыденков. Катихизис (Курс лекций).
День Святого Духа

      В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа, ''Единаго от Троицы Бога, единочестна и единосущна и единославна Отцу и Сыну''.
Понятие о хуле на Духа Святого

     Мысль о хуле на Духа Святого, как об абсолютно не прощаемом грехе содержится в Евангелии. Об этом сказал, обращаясь к фарисеям Сам Христос: ''Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению'' (Мк.3,28- 29; Мф.12,31-32; Лк.12,10). Сразу следует подчеркнуть, что в данном случае под ''Духом Святым'' имеется в виду не только третье Лицо Святой Троицы, но и подразумевается собственно Бог. Весь смысл слов Христа относится к запрещению богохульства. Так как здесь за богохульство предполагается предельно суровое наказание (вечное осуждение), то понятно, что и само богохульство подразумевается в предельной степени своего проявления. Таким образом, весь вопрос о хуле на Святого Духа сводится к вопросу: в чем предельная степень богохульства? Вполне понятно, что предельной степенью богохульства не может быть только одно поношение имени Божия, какие бы отвратительные формы это поношение ни принимало: такое богохульство почти всегда не является следствием вполне осознанного намерения, но есть прямой или косвенный результат искусственно созданного невежества (когда религиозная истина одними намеренно не допускается до сознания других) или естественного одичания (когда общественная жизнь деградирует до такого состояния, что вопрос об истине религии даже не ставится). Предельной степенью богохульства может быть названо поношение религиозной истины, сопровождаемое внутренним сознанием ее правоты. Богохульник в таком состоянии исступленно оскорбляет и отвергает религиозную истину, при этом ожесточенно подавляет голос своей совести. Такое состояние свидетельствует о полном и безнадежном разладе душевной жизни. Носитель такого состояния, в сущности, совершает самоубийство собственной души. Именно это самоубийство своей души и признается как предельное богохульство и квалифицируется в Евангелии как абсолютно не прощаемый грех. По разъяснению святых отцов, человек приходит в такое пагубное состояние духовного помрачения из-за того, что коснеет в грехах и безудержно опускается в бездну пороков. Самым гибельным из последних является гордыня, крайняя степень которой порождает богоборство и богохульство. Так, преп. Иоанн Лествичник говорит, что конец гордости – ''отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав'' (Лествица, 23,2), что пребывающий в гордости ''одержим дьявольским недугом'' (4,48). Вот почему, по его же замечанию, ''в сердцах гордых рождаются хульные слова'' (23,34). На основании богатого духовного опыта он делает безошибочный вывод о том, что гордость есть корень хулы (см. 23,1), а сама ''хула есть собственно дщерь гордости'' (26,45). Подобные же суждения содержатся и в наставлениях аввы Дорофея (см. Поучение 2) и других подвижников, которые согласно утверждают, что хула происходит от гордости. Именно крайняя степень этого порока, удерживающего человека от раскаяния и заставляющего пребывать в ожесточенной нераскаянности, приводит к противлению Богу, которая обнаруживается и в хульных словах, и в богопротивных делах. Пребывающий в таком убивающем душу ожесточении обрекает себя на вечную гибель, потому что сознательно отторгает себя от благодатного источника жизни.
Профессор протоиерей Владимир Мустафин
МУДРОСТЬ СВЯТЫХ ОТЦОВ
О стяжании Духа Святаго

     
  • Как у Бога Слово не устами произносимое, но живое, самостоятельное и вседейственное, так у Бога и Дух не разливающееся дыхание, не рассеивающийся воздух, но Сила священная, самобытная, самодвижная.
  • …И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися, так духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными и на других изливают благодать. Отсюда – предведение будущего, разумение таинств, постижение сокровенного, раздаяние дарований, небесное жительство, ликостояние с Ангелами, нескончаемое веселие, пребывание в Боге, уподобление Богу и крайний предел желаемого обожения. (Свт. Василий Великий)
  • Прежде очищения душ невозможно приятие Святаго Духа. (Свт. Иоанн Златоуст)
  • Издание настоящего номера ''Никольского Благовеста'' осуществлено за счет пожертвований прихожанок нашего храма Раисы, Валентины, Елены, Любови, Марии и Нины. Спаси их, Господи, и помилуй!

    Месяцеслов

    Понедельник 4 июня – Понедельник Святого Духа. Сщмч. Захарии. Мц. Софии врача.
    Вторник 5 июня – Св. Марии Клеоповой. Собор Ростово-Ярославских святых.
    Среда 6июня – день постный. Прп. Симеона столпника. Свт. Григория. Свв. Мелетия и Певки.
    Четверг7июня – 3-е обретение главы Иоанна Предтечи. Прпп. Созонта; Короната. Св. Феодора
    Пятница 8июня – день постный. Апп. от 70 Карпа, Алфея. Мч. Георгия. Мчч. Аверкия, Елены.
    Суббота 9 июня – Отдание праздника Пятидесятницы. Прав. Иоанна Русского, исп.
    Воскресенье 10 июня – Неделя 1по Пятидес., всех святых. Прп. Никиты, исп. Мч. Димитрия.